bannière article.png

История мыла от La Corvette

Сложно поверить, но когда-то именно мыловарение принесло славу и богатство фосейскому городу. Несмотря на то, что первый производитель мыла в марсельском регионе был зарегистрирован в 1371 году, методом сапонификации владели здесь гораздо раньше. Кельтолигурийцы, проживавшие в этих землях до прихода фосейцев, уже использовали мыльную смесь на основе сала с золой, правда чаще для окрашивания в рыжие оттенки.

Совсем другой метод производства – на основе оливкового масла вместо животного жира – зародился в VIII веке и сперва распространился в Средиземноморском бассейне, начиная с Алеппо. Рецепт мыла аналогичного алеппскому был привезен в Европу крестоносцами и со временем стал основой всех твёрдых мыл в мире. Уже в XII веке мыловарни процветали в Испании и Италии, а на заре XV века появились первые производства мыла на исключительно растительных жирах в Марселе. Благодаря обширным оливковым рощам и солончакам Камарга (откуда знаменитая «Флёр де Сель»), а также своей стратегической торговой позиции, город очень быстро стал первым и главным французским производителем растительного мыла.


entete_img_marseille.vieux.port.otcm.add.jpg

В XVI веке спрос на марсельское мыло начинает превышать предложение. Ведь речь уже не только о локальном рынке, но и об экспорте в Германию и Голландию. В 1593 году мыловарня Джорджа Прюнемоира, выпуская до 9 тонн продукта в триместр, получает статус Мыльной Фабрики.

К середине XVII века таких фабрик уже семь и за год они выпускают 20 000 тонн мыла: фасованные в брусках по 20 килограмм, характерного зелёного цвета. Чтобы гарантировать стабильное качество, сам король Луи XIV через своего министра Кольберта-младшего устанавливает в 1688 году регламент, предусматривающий использование исключительно растительного масла в качестве основного компонента и, кроме прочего, налагающий запрет на производство мыла в летнее время года – жара негативно сказывается на его высушивании.

5d7e70f19d546dbead1df5a376ca1210--marius-fabre-marseille-soap.jpg        copeaux-de-savon-de-marseille.jpg

Дальше – больше:

в конце XVIII века мыльных фабрик 34 и производят они 76 000 тонн, в 1813 году – их уже почти вдвое больше. Расцвет торговли приходится на колониальную эпоху: в Старый Порт с вернувшихся с заморских территорий кораблей сгружают новые, прежде недоступные мастерам-мыловарам ингредиенты – пальмовое, кокосовое масла и масло арахиса. 

А индустриальная революция, в свою очередь, добавляет к растущему разнообразию ассортимента производственных мощностей – паровой двигатель позволяет лучше контролировать температуру варения и даже увеличить размер традиционных чугунных котлов. Но и конкуренты не дремлют! 

В конце XIX века на севере Франции такими же семимильными шагами развивается производство мыла на основе животных жиров. Они варят свой продукт быстрее, а основа из животных жиров обходится им значительно дешевле. Но марсельцы не отказываются от своего традиционного рецепта, рассчитывая, как мы сегодня бы сказали, на естественную сегментацию рынка между теми, кто может себе позволить более качественный продукт, и кто не может. Мыльное производство становится настоящей отраслью экономики, сотни фабрик открываются в Арле, Салоне и Марселе, обеспечивая рабочими местами тысячи семей.

soap-builder.jpg         marseille-2543075_960_720.jpg

На Всемирной выставке 1900 года в Париже город Салон получает гран-при за свою роль в посредничестве в торговле маслами и мылом. Это настоящая "прекрасная эпоха" – belle époque: Марсель поставляет мыло в половину всех французских домов и хозяйств, а на мыльные магнаты строят себе замки на свои честно заработанные мыльные капиталы! Накануне Первой мировой войны мыльная отрасль вырабатывает 179 000 тонн.


Но нагрянувшая война принесёт не только падение покупательной способности населения, она колоссально ударит по морской навигации, «просадив» объёмы производства более чем втрое. Последующая механизация и налаживание морского сообщения позволят снова выйти на планку в 120 000 тонн в 1938 году. Однако самым тяжёлым испытанием для отрасли традиционного марсельского мыловарения станут не войны. Им станет появление синтетических детергентов. Так, по иронии судьбы, именно марселец изобретёт синтетический порошок для стирки белья. 

И назовёт марку Persil. Продукт не приживётся во Франции, но будет скопирован и обретёт огромный успех за её пределами… Зато приживутся другие, и по мере повсеместного распространения детергентов-стиральных порошков, а также постепенного оснащения всё большего числа домов стиральными машинами, производство марсельского мыла упадёт до драматически низкого уровня – 64 000 тонн в 1968 году и всего 34 000 тонн спустя ещё десятилетие, то есть на треть меньше, чем в самый разгар Первой мировой войны.


d8cb9a8fe6de8a68abfcaec6ba433a4a.jpg

В начале ХХ века 130 мыловарен давали рабочие места 60% марсельцев. В начале ХХI на весь регион осталось всего-навсего четыре завода, соблюдающих весь «технический регламент» производства настоящего марсельского мыла. 

А бывает ненастоящее? Очень даже бывает – согласно некоторым источникам, до 95% продаваемых на улицах Марселя мыл, выдаваемых за традиционные марсельские (кто был, тот знает – они продаются там на каждом углу!) ими не являются! То есть они не соответствуют ни по составу, ни по технологии производства прославленному – и таким образом пострадавшему от собственной славы – продукту. Проблема заключается в отсутствии строгой регламентации, погоне за лёгкими туристическими деньгами и, в целом, потере мастерства – мыловарению практически негде учиться, ведь большинство фабрик закрылись либо переориентировались на изготовление других типов мыл, по большей части на привозной глицериновой основе.

В 2011 году последние четыре мыловарни, сохранившиеся во французском департаменте Буш-дю-Рон – и среди них завод Savonnerie du Midi, выпускающий марку La Corvette, – решили объединить усилия по регламентированию качества и поддержанию традиционной экологичной рецептуры и основали Союз профессиональных производителей марсельского мыла (UPSM). Они подписали «Хартию качества», гарантирующую состав настоящего марсельского мыла, строгое соблюдение процесса его производства и географическое происхождение. И если вы посмотрите на упаковку Традиционного марсельского мыла La Corvette – а такие мыла бывают ровно двух видов – зеленоватые и бежевые, на оливковом или на пальмовом масле, соответственно, – вы увидите зарегистрированный логотип «Savon de Marseille», который как раз и означает что данный продукт соответствует требованиям, закреплённым в Хартии.


Кстати, название «Корвет» отсылает к трехмачтовым судам, которые отправлялись из марсельского порта в разведывательные миссии. В XIX веке они использовались для снабжения марсельских мыловарен сырьём. Для нас это путешествие продолжается и по сей день: ведь традиционные продукты снова занимают место в современном мире